Во многих религиозных практиках есть
психические упражнения, способствующие
подавлению сознания и способности мыслить.
На востоке в различных индуистских сектах
это мантры - определенные словесные формулы,
непрестанным повторением которых сознание
достигает состояние безмысления. При этом в
центральной нервной системе происходят
процессы (определенное чередование
процессов возбуждения - торможения),
вызывающие чувство эйфории, радости,
экстаза.
Подобные практики есть и в других
околорелигиозных течениях.
В шаманизме, (индуизме, ламаизме, в языческих культах африки, японии и других стран) например используются
бессвязные бормотания, которые иногда
принимают мелодичную форму, (глоссалалия)
[Glossalalia, Encyclopedia of Religion Vol. 5 (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 563.]
(см также "Феномен глоссалалии")
в оккультизме - заклинания. (Матф.6:7)
Цель этих практик - подавить
мышление, которое выполняет роль дверей
между душой и духовным миром.
Человек, созданный по образу и подобию Божьему разумным существом, при общении с Творцом не может обходиться без этого инструмента, неотъемлемой части части своей души. (1Кор.14:15)(Прит.9:6)(Прит.2:6)(Прит.4:7) Поэтому, любые практики направленные на подавление сознания приводят к тому, что человек вступает в контакт с падшим духовым миром, каким после грехопадения является человек.
Но христианская молитва кардинально
отличается от подобных оккультных практик,
и отличается именно участием разума в
духовном общении.
Только в христианстве есть понятие "умное
делание", когда молитва произносится (вслух
или только умом) с
полным осознанием и концентрацией внимания
на произносимых словах, осознанием
присутствия Личности того, к кому она
обращена. Для этого в равной степени можно
использовать "готовые молитвы" (сочиненные
и записанные другим человеком) так и "творческие"
(личные)
В древности христиане начали использовать так называемые "короткие молитвословия", о которых пойдет речь в этой части статьи.
Подвижники древности, посвятившие себя
служению Богу быстро обнаружили, что этому
служению мешают не только бесы, но и
различные страсти, пороки, и обычные
житейские заботы и желания, с которыми
нужно бороться, чтобы в полной мере
познать и исполнить волю Божью ((Рим.12:1,2) (1Фесс.4:3-7)
(Еф.5:17-21) (Мар.4:1-20)).
Для этого необходимо непрестанно молиться
(1Фесс.5:17),
помнить о Боге и вести постоянную брань
против внешних и внутренних врагов (искушения,
страсти и тд.)
Для этого использовались краткие,
непрестанно повторяемые молитвы,
позволяющие держать в уме память о Боге.
Одна из таких молитв "Господь
Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня
грешного", (она также используется в
различных сокращенных видах) которая
одновременно является и исповеданием веры,
и призыванием Господа, и исполнением
заповеди Господа о покаянии, и многое
другое ((Матф.4:17) (Деян.2:21) (Иоан.16:24) (1Кор.12:3) (Иуд.1:20)),
о чем я не буду подробно толковать, а
интересующиеся ее смыслом и действием
обратятся к рекомендуемой литературе .
Хотя для непосвященного человека она может напомнить индуистскую мантру, но ее главное отличие - не подавление мышление, а борьба с пустомыслием, страстями, возгревание "памяти Божьей". При этом она не должна быть только одна, но чередоваться с другими молитвами (готовыми ("отче наш" и из псалтири) и творческими), чтением и размышлением над Писанием, сравнением своей жизни с учением (1Тим.4:16), размышлением о грядущем суде, воздержанием, милосердием, и многими подобными благочестивыми делами.
Хотя, лично я и немногое знаю об этой
молитве, но от себя могу рекомендовать
интересующимся, начинать ее с небольшого
количества обращений к ней в течении дня, и
небольшим количеством ее повторения, и
постепенным увеличением обращений к ней.
Особое внимание рекомендую обратить на нее
в случаях, когда нападают на душу греховные
страсти и помыслы.
использованы цитаты по синодальному переводу:
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Матф.6:7)Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
(1Кор.14:15)
оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
(Прит.9:6)
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум;
(Прит.2:6)
Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
(Прит.4:7)
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Рим.12:1,2)
Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
(1Фесс.4:3-7)
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:17-21)
И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.(Мар.4:1-20)
Непрестанно молитесь.(1Фесс.5:17)
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.(Матф.4:17)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.(Деян.2:21)
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Иоан.16:24)
Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. (1Кор.12:3)
А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, (Иуд.1:20)
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)
на форум